В конце XIX века со святой горы Афон была прислана в Россию икона, писанная неким святогорцем, простая и трогательная, как детская картинка. Изображены на ней стоящие на Киевских горах апостол Андрей Первозванный и преподобный Антоний Печерский. Апостол Андрей держит в одной руке Евангелие – запечатленный символ Бога Слова, проповедуемого им по всей Скифии; другой, слегка приподнятой ладонью вверх, указывает на расстилающийся ландшафт, заставляя вспомнить свое пророчество, сохраненное «Повестью временных лет»: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».


Житие прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в ближних пещерах почивающего

(память 1/14 июня)

Когда прославился прп. Антоний Печерский своими исцелениями, пришел к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища у него исцеление душевное чрез пострижение во святой иноческий чин. Приняв постриг, Агапит стал усердным учеником преподобного и богоносного отца своего Антония. Как тот великий, скры­вая святость свою, лечил больных своей пищей, делая вид, что подает им врачеб­ную траву, а больные становились здоровыми по его молитве, так и сей бла­женный Агапит, ревнуя святому старцу, помогал больным.


Житие прп. Никона, игумена Киево-Печерского

 (память 23 марта/5 апреля)

Преподобный Никон пришел к св. Антонию в его монастырь уже иноком и иереем, а где принял пострижение, неизвестно. По воле преподобного Антония, Никон, как имевший священный сан, по­стригал приходивших в пещеры для ино­ческой жизни. Пострижение знатных людей, придвор­ных, как то: Ефрема каз­начея великокняжеского и молодого боярина Варлаама Вышатина навлека­ло на обитель св. Антония и особенно на Никона сильное негодование великого князя киевского Изяслава. Изяслав послал воинов разогнать Киево-Печерских иноков. Вместе с иноком монастыря св. Мины пошел он (1054 г.) искать другого без­молвного места.


Чтения:

Полезные ссылки